MENU
Главная » FAQ [ Добавить вопрос ]

Aram Asatryan

Арам Асатрян (арм. Արամ Ասատրյան, 3 марта 1953, Эчмиадзин — 7 ноября 2006, Вагаршапат) — популярный армянский певец, автор песен. Крестный отец современного направления армянской городской песни — рабиза.
Биография
Родился в семье армянских беженцев. С детства занимался музыкой, однако стал известным в 1984-85 гг.- песней «Возле чистого родника». В 1985 г. совместно с Левоном Абраамяном, Хачиком Саакяном, Суреном Гаспаряном и Симоном Сисояном создал свою группу. Выступал для армянских добровольцев, патриотическими и любовными песнями поднимая боевой дух защитников Карабаха. Его мелодичный голос и красивые мелодии получили большую популярность среди армян, сделав имя Арама Асатряна знаковым для народной музыки Армении 1990-х.

Выступал в Азии, Европе, в России, арабских странах, США и во многих городах Армении и Карабаха. Автор более 500 песен, среди который- популярная в России «О, любовь, любовь» в исполнении Пьера Нарцисса. Владел компанией «Стар рекордс».

В 2003 г. Министерством культуры Армении был удостоин звания «Гусан».
Награды
  • Первая армянская музыкальная премия
  • Вторая армянская музыкальная премия
  • Третья армянская музыкальная премия
  • Орден Архистратига Михаила
  • Орден Ованес Айвазовский
  • Награда города Харковь
  • Орден Международного комитета по защите прав человека
  • Диплом Армянского национального культурного центра


http://ru.wikipedia.org

Джива́н Гаспаря́н (арм. Ջիվան Գասպարյան) (р. 1928, деревня Солаг, Армения) — знаменитый армянский музыкант и композитор. Живет и работает в столице Армении, Ереване. Профессор Ереванского Государственного Консерватория имени Комитаса. Всемирно известный знаток армянской национальной музыки, мастер игры на армянском национальном инструменте - дудуке. Дает концерты по всему миру.


В шесть лет начал самостоятельно играть на дудуке — армянском деревянном духовом инструменте, сходным с гобоем. Также играет на зурне и шви.

В 1948 стал участником ансамбля национальной песни и танца, тогда же состоялось его первое профессиональное выступление в качестве солиста с Ереванским Филармоническим Оркестром.

Обладатель четырех золотых медалей ЮНЕСКО: 1959, 1962, 1973, 1980 годов. Единственный музыкант, удостоенный в 1973 звания «народный артист Армении». Профессор Ереванской консерватории, вырастил множество профессиональных исполнителей на дудуке.

В 2002 получил награду WOMEX (World Music Expo) за заслуги перед музыкальным искусством.

Несколько раз объездил мир с гастролями с небольшим ансамблем, исполняющим армянскую народную музыку.

Работал со многими музыкантами, включая таких, как Андреас Волленвейдер, Лайонел Ричи, Питер Гейбриэл, Ганс Циммер, Брайан Мэй, Борис Гребенщиков, Владимир Пресняков и Майкл Брук.


Шарль Азнавур (фр. Charles Aznavour, псевдоним; настоящее имя Вахина́г Азнавурян; род. 22 мая 1924, Париж) — французский шансонье и актёр армянского происхождения. Будучи одним из популярнейших исполнителей во Франции, он также хорошо известен далеко за её пределами.

По сей день Азнавур создал примерно 1000 песен, сыграл в 60 фильмах и продал более 100 млн дисков. Согласно совместному опросу журнала «TIME» и CNN (1998), Азнавур признан лучшим эстрадным исполнителем ХХ века.
Постоянно проживает в Швейцарии, но по-прежнему продолжает считать себя французом и армянином.

Биография

Родился в семье армянских эмигрантов, бежавших от Советской власти из Грузии во Францию в 1922 г. Мать Азнавура происходила из армянской купеческой семьи, жившей в Турции, отец родился в Тифлисской губернии Российской империи (дед Азнавура по отцовской линии был поваром царя Николая II).

Учился в детской артистической школе, а позже — в центральной школе TSF (Париж). С 9 лет пел и играл на сцене, уже в 1936 г. дебютировал в кино. Первоначально Азнавур выступал в дуэте с композитором Пьером Рошом. Обоих заметила Эдит Пиаф, и в 1946 г. Азнавур и Рош приняли участие в её турне по Франции и США. С этого времени начинается профессиональная карьера Азнавура как шансонье. Однако решительный прорыв на музыкальный Олимп произошел в 1956 г., после удачных концертов в Касабланке и Париже (где в известном зале «Олимпия» он долгое время выступал трижды в день). В начале 1960-х Азнавур дал концерты в нью-йоркских залах «Carnegie Hall» и «Ambassador Hotel», а позже на фирме Фрэнка Синатры «Reprise Records» выпустил свой первый американский альбом. Азнавуром написано более тысячи песен, исполнявшихся им самим, а также Рэем Чарльзом, Бобом Диланом, Лайзой Минелли, Хулио Иглесиасом и другими. Азнавур выступал в дуэте с Фрэнком Синатрой, Селин Дион, Л. Паваротти, П. Доминго, П. Каас, Л. Минелли, Э. Сегара и др..

Азнавур — автор музыки к опереттам «Monsieur Carnaval» (1965), «Douchka» (соавт., 1973) и «Lotrek» (2004).

В числе всемирно известных песен Азнавура — «Богема», «Мама», «Вечная любовь», «Немодные радости», «Молодость», «Вчера ещё», «Изабелла», «Она», «Как говорят», «Аве Мария», «Нет, я ничего не забыл», «Я уже представлял», «Потому что», «Две гитары», «Унеси меня», «Надо уметь», «Умереть за любовь» и др.

В 2006 году 82-летний Азнавур отправился на Кубу, где вместе с Чучо Вальдесом написал альбом Color Ma Vie, который был издан 19 февраля 2007 года. Мировая премьера новых песен состоялась в Москве, где 20 апреля 2007 года Азнавур дал единственный концерт.


Связь с Арменией

К 60-й годовщине геноцида армян, Азнавуром и его постоянным соавтором Жоржем Гарваренцом, была написана песня «Они пали», на армянскую тематику также его песни «Автобиография», «Джан» и «Нежная Армения». Азнавур с дочерью Седой на армянском исполнил «Ашхарумс» Саят-Новы.

Связь Азнавура с его исторической родиной этим не исчерпывается: в 1988 году после землетрясения в Спитаке он основал благотворительную ассоциацию «Азнавур для Армении» и организовал несколько акций по сбору помощи пострадавшим, — в частности, около 90 французских певцов и актёров приняли участие в записи видеоклипа «Для тебя, Армения». Азнавур — почетный посол Армении в ЮНЕСКО. Именем Азнавура при жизни названа площадь в Ереване, памятник ему установлен в армянском городе Гюмри.

Более того, 26 декабря 2008 года Шарль Азнавур стал гражданином Армении. Президент Серж Саргсян подписал указ о присвоении гражданства не только певцу армянского происхождения (его настоящее имя Шанур Варинаг Азнавурян), но и его импресарио Левону Саяну.


Актерская карьера

Азнавур также регулярно снимается в кино: он появлялся на экране в более чем 60 фильмах, сотрудничая с такими режиссёрами, как Рене Клер, Клод Шаброль, Клод Лелуш. Наиболее известные ленты с участием Азнавура — «Завещание Орфея» Жана Кокто (1960), «Стреляйте в пианиста» Франсуа Трюффо (1960), «Жестяной барабан» Фолькера Шлёндорфа (1979), а также — «Переход через Рейн» (1960), «Такси в Тобрук», «Гораций 62», «Дьявол и десять заповедей», «Париж в августе» (1966), «Кандай и последние искатели приключений» (Голливуд, 1969), «Время волков» (1970), «Да здравствует жизнь» (1984), «Париж» (многосерийная телепередача, 1985), детективный сериал «Китаец». В 1974 году Азнавур написал лейтмотив «She» (впоследствии — британский хит № 1) для телесериала «Семь лиц женщины», в известном советском политическом боевике «Тегеран-43»" (1981) звучит хит Азнавура и Гарваренца «Вечная любовь». Особое место в актёрском творчестве Азнавура занимает фильм Атома Эгояна «Арарат» (2002), посвященный геноциду армян 1915 г.

Азнавур также участвовал в первом сезоне The Muppet Show.
Из недавнего интервью газете Русский Базар:

Я никому не посвящаю свои песни. Ни Эдит Пиаф, ни моей жене, ни моим детям. Никогда. ... Мои песни – это другая часть моей жизни. Моя личная жизнь – это одно, а моя работа – другое.

Официальный сайт: http://www.c-aznavour.com



Хачатурян Арам Ильич 
(1903—78) 

Cоветский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1954). Академик АН Армянской ССР (1963). Доктор искусствоведения (1965). Герой Соц. Труда (1973). Член КПСС с 1943. В 1929 окончил Музыкальный техникум им. Гнесиных (занимался по композиции у М. Ф. Гнесина), в 1934 — Московскую консерваторию у Н. Я. Мясковского (композиция), Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко (инструментовка). В 1939—48 заместитель председателя Оргкомитета, с 1957 секретарь Союза Композиторов СССР. С 1950 преподавал в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, с 1951 (одновременно) — в Московской консерватории (с 1951 профессор). Среди учеников: Р. Г. Бойко, Н. К. Габуния, А. Виеру (Румыния), Э. С. Оганесян, М. Л. Таривердиев, Э. А. Хагагортян, А. Я. Эшпай. С 1950 выступал в концертах как дирижёр в СССР и за рубежом с исполнением собственных сочинений. Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971), Государственная премия Армянской ССР (1965). 

В творчестве Xачатуряна самобытно претворены традиции мирового и национального музыкального искусства. Его музыка обогатила современную композиторскую школу новыми образами, стилевыми элементами, средствами музыкальной выразительности. Xачатурян достиг органического синтеза тональной системы европейской музыки с ладовыми структурами восточной музыкальной культуры, главным образом армянской. Основное внимание уделял симфонии и камерно-инструментальным жанрам. Произведениям свойственны открытая экспрессивность, мелодическая щедрость, интонационная доступность. Важную роль играет ритм, выполняющий драматургическую функцию. Xачатурян — мастер оркестрового колорита. Мировую известность композитору принесли концерты с оркестром — для фортепьяно ( 1936) , для скрипки ( 1940) и для виолончели (1946), балеты «Гаянэ» - первое национальное музыкально-сценическое произведение в этом жанре, а также «Спартак» — одна из вершин советского балета. Крупным достижением стала 2-я симфония (1943), посвященная событиям Великой Отечественной войны 1941—45. Xачатурян плодотворно работал в области музыки для театра и кино (музыка к спектаклям «Маскарад» Лермонтова, «Валенсианская вдова» Лопе де Беги, где использованы испанские мелодии и ритмы, к фильмам «Пэпо», «Зангезур» и др.). Автор музыки Государственного гимна Армянской ССР (1944). Написал статьи для журналов, посвященной творческой деятельности ряда музыкантов. Творчество Xачатуряна получило широкое общественное признание. Имя Xачатуряна присвоено Большому залу филармонии Еревана (1978). В 1984 в Ереване открыт Дом-музей Xачатуряна.



Сая́т-Нова́ (арм. Սայաթ-Նովա; перс. سایات‌نووا; азерб. Sayat Nova; груз. საიათ-ნოვა), псевдоним Арутюна Саядяна (арм. Հարություն Սայադյան) (1712—1795) — армянский[1] поэт, музыкант, ашуг, мастер любовной лирики.

На протяжении более чем 150 лет жизнь и творчество известного поэта является предметом дискуссий в среде литераторов, языковедов, историков и философов. Тем не менее, множество важных обстоятельств и подробностей его жизни до сих пор не до конца выяснены и не изучены. Во многом, это вина самого поэта — великого мастера литературных мистификаций, автора своего неповторимого закодированного языка. Достоверных сведений осталось немного — это случайные факты из песен поэта, страницы рукописных сборников, составленных им и его сыном Оганом, рукописи, переписанные Саят-Новой, письменные грузинские источники, воспоминания современников, которые знали его лично, и пересказы. Поэт писал стихи на нескольких языках — армянском, грузинском, азербайджанском и фарси.
Биография
Происхождение

Исследователи указывают разные даты рождения поэта — 1712, 1717, 1722 гг. Наиболее вероятной считается дата, предложенная Георгом Ахвердяном, первым биографом Саят-Новы, — 1712 год.

Саят-Нова родился в бедной семье, при крещении получил имя Арутюн Саядян (на тифлисском диалекте армянского языка — Арутин). Его отец, Махтеси Карапет Саадян был беженцем из Алеппо, а мать — Сара, родом из Санаина (север Армении), известного своим средневековым монастырем. Семья поэта жила на Авлабаре, тогдашней армянской окраине Тифлиса. Отец был глубоко верующим человеком: приставка Махтеси к его имени означала, что он совершил паломничество в Иерусалим. Единого мнения о месте рождения поэта нет, считалось что Саят-Нова родился и вырос в Тифлисе. Про это он пишет в своем стихотворении:

«Где ж родился Саят? Сказал тот — Хамадан, Этот — Инд. Нет, отец мой из дальних был стран: Жил в Алеппо; а мать — авлабарка; мне дан Свет в Тбилиси — свою в нем нашел я судьбу».
(перевод К. Липскерова).

Со временем стали известны свидетельства грузинского царевича, члена Российской академии наук, Теймураза Багратиони (1782—1846): Саят-Нова «был родом из Санаина — села удельного имения царевича Георгия, из армян, проживавших в Грузии». Со слов Теймураза, будущий поэт был крепостным отца Теймураза, Георгия (позднее — грузинского царя Георгия XII). Поэтому существует версия (М. Асратян) про Санаин, как место рождения поэта. В пользу этой версии говорит и то, что мать поэта, крепостная царевича Георгия, была родом из Санаина.


Детство и юность

С детства мальчик проявлял необычайные способности и тягу к музыке и стихосложению. В детстве он начал писать свои первые стихи, учился играть на восточных музыкальных инструментах, сочинял песни на собственные стихи. В авторском примечании к армянской песне «Красавица, певца Шахатаи ты унижать не станешь…» он пишет:

«Я, сын махтеси Арутин, сызмальства до 30-ти лет занят был всякими песнями, а споспешествованием святого Карапета научился играть на каманче, чонгури и амбуре».

Саят-Нова имел также незаурядные способности к науке. Неизвестно, имел ли Саят-Нова начальное образование. Орфографические и грамматические ошибки, которые исследователи находили в рукописных сборниках песен, переписанных Саят-Новой, говорят о том, что, скорее всего, он не получил систематического школьного образования (Г.Асатур, П.Севак). По другой версии (Налбандян В. С.), считается, что начальное образование он получил в школе при армянском монастыре в Санаине. Саят-Нова владел закавказскими языками — армянским, грузинским, тюркским (азербайджанским), их диалектами, а так же фарси, включая ее белуджскую версию, считавшейся литературной вершиной персидского языка.

Однако его одарённость не сулила заработков, семья его жила бедно, и Арутюна ещё в детстве отдали учиться ремеслу ткача. По мнению Георга Ахвердяна, и в этом Саят-Нова проявил свой гений. Он изобрёл портативный ткацкий станок, благодаря которому мог заниматься ремеслом дома. В то время ткачи работали на улице — громоздкие станки занимали много места. В дальнейшем, на протяжении всей своей мирской жизни, он кормил семью именно ткачеством.


Ашуг
Георг Ахвердян считал, что, как и многие ремесленники-ашуги, Арутин стал интересоваться песнями уже в годы обучения ткацкому ремеслу.

Саят-Нова оставил ткацкое ремесло и стал ашугом, несмотря на то, что заработок у представителей этой профессии был очень нестабильным. Всё больше времени он посвящал народному просвещению как певец-поэт. В стихотворной форме на трёх языках он воспевал начала жизненной мудрости, морали, осуждал распущенность и спесивость «сильных мира сего». Интересно то, что его песни на разных языках ни смыслом, ни формой никогда не повторяли, а лишь дополняли друг друга.

«Я — Саят-Нова!» — так он назвал сам себя. Значение этого имени стало поводом для споров, исследователями было предложено множество вариантов: «Знаменитый охотник», «Новый учитель», «Царь песнопений», «Владыка музыки», «Похититель сердец песней». Все они были отвергнуты, и наиболее верным и приемлемым стала считаться этимология «Внук Саяда» или «Саядян». Однако народ и сейчас называет Саят-Нову «Царь песнопений».

Саят-Нова, по единодушным свидетельствам современников, был несравненным музыкантом и певцом с чарующим голосом. По мнению поэта Паруйра Севака, который получил сразу докторскую ступень за кандидатскую диссертацию «Саят-Нова», его талантов хватило бы на шестерых — композитора, музыканта, певца и трёх поэтов.

Уровень мастерства ашуга выявлялся на соревнованиях. Соревновательным инструментом ашуга была эрудиция, загадки и языковые каверзы. Победой считалось нанести удар своему конкуренту каверзным вопросом в людном месте. Саят-Нова был мастером словесной эквилибристики. Существует легенда, будто один чужеземный ашуг спросил поэта, знает ли он такого известного ашуга — Саят-Нову, с которым он приехал соревноваться. Саят-Нова ответил ему на турецком: «Не знаю, не видел, не знаком», но он не понял ответа, тогда Саят-Нова добавил: «Я указал тебе его место». Те слова с другим ударением означали совсем иное: «Знай, это я; посмотри, это я; узнай, это я». Соперник снова не понял, на что Саят-Нова сказал: «Ты не понял моих слов, а еще хочешь соревноваться с Саят-Новой?!». В конце концов, чужеземец догадался, что перед ним Саят-Нова, и, пристыженный, убрался восвояси.

Мастер-ашуг, каким, безусловно, был Саят-Нова, использовал при записи своих произведений все известные ему азбуки. В вопросах терминов он позволял себе вольности, которые были понятны современникам Саят-Новы, но стали загадкой для потомков, так как были выдуманы самим мастером.
Придворный певец
 


Слухи о таланте и популярности молодого ашуга дошли и до дворца грузинского царя Ираклия II. В те времена Саят-Нова был крепостным у царевича Георгия и входил в его свиту. Существует версии знакомства поэта и царя. По одной из них, Саят-Нову выкрали лезгины во время набега на Тифлис, а Ираклий II смог его выкупить в Турции, на традиционном работорговом рынке, или же по пути туда. Тогда Саят-Нова либо был уже известным ашугом, либо Ираклий II стал первым, кто оценил его талант надлежащим образом и ввёл в свой двор. По другой версии, Саят-Нова мог участвовать в восточном походе Надир-шаха в свите Ираклия II, так как в стихах поэт говорит про Афганистан и Белуджистан как очевидец (И.Степанян).

Царь пригласил Саят-Нову к себе придворным поэтом и сазандаром. Именно с него началась традиция грузинского ашугства, так как до этого времени при дворе было принято петь на фарси — наиболее распространенном языке персидской ашугской школы.

Поначалу царь Ираклий был очень доброжелателен и благосклонен с Саят-Новой. Сам ашуг рассказывал, что перед ним не только были открыты все двери, его не только приглашали ради острословия, он также принимал участие в мирских делах. В каких точно — доподлинно не известно, хотя есть сведения, что Ираклий II отправлял его в Турцию с дипломатической миссией (И.Степанян). По свидетельствам известного литературоведа 2-ой половины XIX и 1-ой четверти ХХ столетия Мтацминдели (литературный псевдоним Захария Чичинадзе), царь оставил без внимания жалобу князей на едкий стих Саят-Новы про крепостничество и их просьбу запретить ему писать.

Но несмотря на ум и талант поэта, на благосклонное отношение царя, его жизнь не была беззаботной. Завистливые и напыщенные придворные, бездарные поэты, часто из знатных родов, высмеивали происхождение простолюдина, старались принизить, оговорить его, лишь бы только избавиться от талантливого, но дерзкого крепостного. Слово было его ремеслом, и спровоцировать его на соответствующую реакцию едкой сатирой было очень легко. В конце концов, зависть придворных и их клеветы достигли своей цели, и Саят-Нову выгнали из царского двора.

Также, изгнание поэта связывают с любовью к сестре Ираклия II Анни Батонишвили (Г.Асатур, П.Севак, Г.Бахчинян). Будто бы об этом свидетельствует обилие любовной лирики, которая, как считается, воспевает любовь поэта именно к этой женщине (сам поэт указывает на нее в поэзии). Но свидетельств современников нет, потому как никто из них не знал об этом романе. Эта версия кажется некоторым учёным сомнительной, похожей на месть простолюдина аристократу. Но Саят-Нова, будучи человеком высоконравственным, едва ли мог отблагодарить своему покровителю недостойным и пренебрежительным для Востока поведением (И.Степанян). По другой версии(А.Асланян), этой женщиной была дочь Ираклия II. Но в любом случае, кем бы ни была эта таинственная женщина, большинство исследователей склоняются к тому, что трагическая любовь наложила отпечаток на его судьбу.

Версия об изгнании ашуга только из-за любви к женщине не всём учёным кажется правдивой, ведь через 2-3 года Ираклий ІІ снова вернул его ко двору. Скорее всего, эта история стала известна царю через годы и, возможно, стала главной причиной окончательного отдаления Саят-Новы от двора и последующих преследований. После изгнания душевные мучения поэта усиливаются, он драматически переживает разлуку с любимой.


Годы в монастыре и смерть

В отношениях между придворными и Саят-Новой, беспощадно критиковавшем их, ничего не изменилось и после возвращения ашуга к двору. Но в этот раз Ираклий II, попавшись на крючок интриг, не дал поэту даже оправдаться и окончательно изгнал его. Враги Саят-Новы добились большего — они убедили Ираклия силой постричь поэта в монахи. Его выслали в армянскую церковь Анзали, в Персидской провинции Гилян, где он принял духовное имя Степанос. Спустя некоторое время ему позволили вернуться в Грузию. Саят-Нова продолжил службу приходским священником в поселке Кахи. Но на этом его несчастья не закончились. В 1768 году умерла жена Мармар, подарившая ему двух сыновей, Огана и Меликсета, и дочерей — Сару и Мариам. Ему был пожалован сан вардапета (ученого монаха), после чего он был выслал в Ахпатский монастырь в Лори, на территории Северной Армении. Согласно другой версии, поэт сам отказался от светской жизни и постригся в монахи (И.Степанян).

Несмотря на строгие правила монашеской жизни Саят-Нова продолжил свою творческую деятельность. Не прекратил он и контактов с внешним миром и своими слушателями, продолжая соревноваться в ашугском мастерстве.

В сентябре 1795 года, узнав о наступлении персидского шаха Ага Мохаммед Шаха Каджара на Грузию и его приближение к Тифлису, Саят-Нова спешно отправился из монастыря в столицу, где находились его дети, и отправил их на Северный Кавказ, в Моздок, а сам остался в Тифлисе. Персидские войска ворвались в город, грабя и убивая жителей. Вместе со многими другими христианами Саят-Нова искал приют в церкви святого Геворга под Мец Бердо. Персидские солдаты застали его там во время молитвы, они потребовали выйти из церкви и отречься от своей веры. Но Саят-Нова отказался и погиб под ударами персидских ятаганов.


Поэтическое и музыкальное наследие

Творчество Саят-Новы открыл почитатель армянской литературы и собиратель народных песен Георг Ахвердян (Ю. Ф. Ахвердов, 1818—1861), издавший первый сборник его стихов в Москве в 1852 году. Позднее вышли «Выбранные стихи» (Баку, 1914), «Полное собрание стихов» на армянском языке (Ереван, 1932).

Из всего литературного наследия в письменном виде сохранился лишь Давтар («Тетрадь»); к нему добавляют записи, сделанные сыном Оганом (Иваном Сеидовим) по заказу грузинского царевича Теймураза (1782—1846), который лично знал Саят-Нову. По данным исследователей, до потомков дошли 230 произведений Саят-Новы (60 — на армянским языке, 34 — на грузинском, 115 — тюркском; по данным Е. Мартиросяна 1937 года).

Творчество Саят-Новы исследовали Мирали Сеидов, Георг Ахвердян, Яков Полонский, Георг Асатур, Валерий Брюсов, Ованес Туманян, Иосиб Гришашвили, Морус Асратян, Георгий Леонидзе, Корнелий Кекелидзе, Александр Барамидзе, Леон Меликсет-Бек, Гарегин Левонян, Никол Акбалян, Рубен Абраамян, Геворк Абов, Сурен Арутюнян, Хорен Саркисян, Паруйр Севак, Сурен Гайсарьян.

Музыка сохранилась благодаря известному композитору и музыковеду Мушегу Агаяну (1888—1966) и певцу Шаре Таляну, которые собирали по сёлам его песни. Конечно, переходя от певца к певцу, песни Саят-Новы претерпели изменения, но в них сохранилась его сложная музыкальная стилистика, которая не только не упростилась в результате народных исполнений, но иногда даже стала ещё сложнее.

Центральное место в творчестве Саят-Новы занимала социальная и любовная лирика. Она сыграла большую роль в развитии поэтики армянского стиха. Поэт и переводчик Валерий Брюсов отмечал, что его произведения «исполнены ассонансов, аллитераций, повторных и внутренних рифм, он один из высших мастеров „звукописи“, каких знала мировая поэзия». В свое время стихи Саят-Новы на русский язык переводили Валерий Брюсов, Михаил Лозинский, Арсений Тарковский, Сергей Шервинский, Константин Липскеров, Юрий Верховский и другие.
Придворный певец
 


Слухи о таланте и популярности молодого ашуга дошли и до дворца грузинского царя Ираклия II. В те времена Саят-Нова был крепостным у царевича Георгия и входил в его свиту. Существует версии знакомства поэта и царя. По одной из них, Саят-Нову выкрали лезгины во время набега на Тифлис, а Ираклий II смог его выкупить в Турции, на традиционном работорговом рынке, или же по пути туда. Тогда Саят-Нова либо был уже известным ашугом, либо Ираклий II стал первым, кто оценил его талант надлежащим образом и ввёл в свой двор. По другой версии, Саят-Нова мог участвовать в восточном походе Надир-шаха в свите Ираклия II, так как в стихах поэт говорит про Афганистан и Белуджистан как очевидец (И.Степанян).

Царь пригласил Саят-Нову к себе придворным поэтом и сазандаром. Именно с него началась традиция грузинского ашугства, так как до этого времени при дворе было принято петь на фарси — наиболее распространенном языке персидской ашугской школы.

Поначалу царь Ираклий был очень доброжелателен и благосклонен с Саят-Новой. Сам ашуг рассказывал, что перед ним не только были открыты все двери, его не только приглашали ради острословия, он также принимал участие в мирских делах. В каких точно — доподлинно не известно, хотя есть сведения, что Ираклий II отправлял его в Турцию с дипломатической миссией (И.Степанян). По свидетельствам известного литературоведа 2-ой половины XIX и 1-ой четверти ХХ столетия Мтацминдели (литературный псевдоним Захария Чичинадзе), царь оставил без внимания жалобу князей на едкий стих Саят-Новы про крепостничество и их просьбу запретить ему писать.

Но несмотря на ум и талант поэта, на благосклонное отношение царя, его жизнь не была беззаботной. Завистливые и напыщенные придворные, бездарные поэты, часто из знатных родов, высмеивали происхождение простолюдина, старались принизить, оговорить его, лишь бы только избавиться от талантливого, но дерзкого крепостного. Слово было его ремеслом, и спровоцировать его на соответствующую реакцию едкой сатирой было очень легко. В конце концов, зависть придворных и их клеветы достигли своей цели, и Саят-Нову выгнали из царского двора.

Также, изгнание поэта связывают с любовью к сестре Ираклия II Анни Батонишвили (Г.Асатур, П.Севак, Г.Бахчинян). Будто бы об этом свидетельствует обилие любовной лирики, которая, как считается, воспевает любовь поэта именно к этой женщине (сам поэт указывает на нее в поэзии). Но свидетельств современников нет, потому как никто из них не знал об этом романе. Эта версия кажется некоторым учёным сомнительной, похожей на месть простолюдина аристократу. Но Саят-Нова, будучи человеком высоконравственным, едва ли мог отблагодарить своему покровителю недостойным и пренебрежительным для Востока поведением (И.Степанян). По другой версии(А.Асланян), этой женщиной была дочь Ираклия II. Но в любом случае, кем бы ни была эта таинственная женщина, большинство исследователей склоняются к тому, что трагическая любовь наложила отпечаток на его судьбу.

Версия об изгнании ашуга только из-за любви к женщине не всём учёным кажется правдивой, ведь через 2-3 года Ираклий ІІ снова вернул его ко двору. Скорее всего, эта история стала известна царю через годы и, возможно, стала главной причиной окончательного отдаления Саят-Новы от двора и последующих преследований. После изгнания душевные мучения поэта усиливаются, он драматически переживает разлуку с любимой.

Источник: http://ru.wikipedia.org



Абагян - "Горная вода"
Абаджян - "Лотос"
Абазян - "Блеск, сияние"
Абалян- "Женщина"
Абамян - "Почитание воды"
Абанян - "Дыхание воды"
Абарян - "Святая вода"
Абгарян - "Вода и огонь"
Абдалян - "Приток реки"
Абегян - "Воспевающий"
Абовян - "Любящий воду"
Абоян, Абян - "Вода"
Абрамян - "Прямой, искренний, честный"
Абреян, Аброян - "Облако, туча"
Авалян - "Божественная Милость"
Аванесян - "Огненный"
Аваранян - "Защита"
Авгатян - "Добрый путь"
Авдалян - "Божественное Знание"
Авдоян - "Знание"
Авесян - "Закон"
Аветикян, Аветисян, Аветян - "Священное Знание"
Авеян, Авинян - "Баран"
Авжиян - "Правдивый"
Авоян - "Благосклонный, доброжелательный"
Авунджян - "Человек Огня"
Авшарян - "Стрела защитника"
Агабабян - "Отчие горы"
Агабалян, Агбалян - "Дитя гор"
Агавелян - "Граница в горах"
Агавикян - "Лысая гора"
Агададян, Агдаян - "Дар гор"
Агаджанян - "Горец"
Агаекян - "Единственная гора"
Агазарян - "Сын гор"
Агазатян - "Истинный горец"
Агакарян - "Горный мастер"
Агамалян - "Поле в горях"
Агаманян - "Возникновение"
Агамджанян - "Человек закона"
Агамян - "Закон"
Агарян - "Дом, жилище"
Агасандян - "Дар гор"
Агасарян - "Горный ручей"
Агасян - "Непоколебимая гора"
Агатян - "Гость"
Агаян, Агекян, Агоян, Агиян - "Горный"
Агванян - "Любящий горы"
Агдалян - "Часть горы"
Агдашян- "Условия жизни в горах"
Агинян - "Горное солнце"
Аглинцян - "Живущий возле горы", "Подгорный"
Агнетян - "Сверкающий огонь"
Агриян, Агрян - "Первый, главный"
Агшехирлян - "Мелкий дождь в горах"
Ададжян - "Первый погонщик"
Адалян, Аделян - "Божественный Первенец"
Адамян, Адемян, Адеян, Адинян, Адонц, Адян - "Первый"
Аданалян - "Первый огонь"
Адарян - "Холостяк"
Аджабян - "Бегущая вода"
Аджаджян - "Бегущий погонщик"
Аджамян - "Нерожденный"
Аджарян - "Вечно молодой"
Аджемян - "Бегущий по дороге"
Аджибабян - "Отец погонщика"
Аджоян, Аджян - "Погонщик"
Адиманян - "Первая душа"
Адлоян - "Первый отдых"
Адулян - "Первая радость"
Адурян - "Близкий"
Азарян - "Солнечный Бог"
Азатян - "Свободный"
Азоян, Асоян - "Целитель"
Айартян - "Армянское поле", "Идущий к цели"
Айвазян - "Радость, сияние"
Айватарян - "Божество, снизошедшее в человеческое воплощение"
Айдинян - "Веселый, бодрый"
Айдоян - "Освежающий"
Айказян - "Один", "Единый, единство"
Айнаджян - "Человек с черной антилопой"
Акоджян - "Глаз человека"
Акопян - "Бог да поможет, да охранит"
Акошян - "Эфир"
Акулян - "Простолюдин", "Человек из народа"
Акшоян, Акцоян - "Глаз"
Алабян - "Жертвующий"
Аладжаджян - "Божественное рождение человека"
Аладжян - "Божественное рождение"
Аламян - "Почитающий Бога"
Аланакян - "Божественное небо"
Аландарян - "Внутренний Бог"
Алаян, Алоян, Алеян - "Вселенская душа"
Алванджян - "Любовь человека к Богу"
Алвандян - "Почитающий Бога"
Алварян - "Божественный избранник"
Алгатян - "Божественный путь"
Алемшатян - "Божественная радость"
Алемян - "Божественный путь"
Алибалян - "Божественная сила"
Аликян, Алекян, Алекоян - "Художник"
Алиханян - "Рисование", "Художник"
Алмазян - "Божественная Луна"
Алпетян - "Божественный Владыка"
Алпояджянян - "Малая жертва"
Алумян - "Божественный Свет"
Алхазян - "Улыбка Бога"
Алчанян - "Божественная радость"
Алчуджян - "Человек с бутылосной тыквой" (сосуд для воды)
Амазаспян - "Победоносно идущий защитник"
Амалян - "Незапятнанный, чистый", "Кислый"
Амарян, Амреян, Амрикян, Амроян - "Бессмертный, Бог"
Аджамян - "Министр, придворный"
Аджамян - "Искренний", "Высший дух"
Амбакумян - "Кувшин с водой"
Амбарданян - "Небесный дар"
Амбардарян - "Поклонение небу"
Амбарджанян - "Небесный человек"
Амбарцумян - "Сияющий в небе"
Амбарян - "Монах"
Амбоян - "Мать"
Амбрумян - "Небесный"
Амразян - "Благоухание манго"
Амританян, Амритян, Амртян - "Бессмертие", "Напиток бессмертия"
Амроян - "Манго"
Амуджанян - "Верующий человек"
Амулян, Амоликян - "Бесценный"
Ананикян, Ананян - "Один-единственный в своем роде"
Анасян - "Повозка, тележка"
Анахатян, Анахасян - "Сердце", "Сердечный центр в эфирном теле человека"
Ангдян - "Жертвующий своим телом"
Ангурян - "Палец"
Андилян - "Божественное яйцо"
Андоян - "Яйцо"
Анеян - "Зуб"
Аникян - "Воин"
Анлоян - "Огонь"
Аноян - "Лицо"
Ансарян - "Дыхание ручья"
Ансурян - "Лик Солнца"
Антабян - "Близкая вода"
Антанесян - "Лицо ребенка"
Антапян - "Защитник границы"
Антикян - "Близкий"
Антосян, Андазян - "Трава"
Ануманян, Анумян - "Пример"
Апарян - "Западный"
Апасян, Апозян - "Деятельный"
Апикян, Апинян, Апиян, Апоян, Апян - "Вода", "Берег"
Апуджанян - "Человек, живущий у воды"
Арабаджян - "Предприимчивый человек"
Арабатян - "Странствующий"
Арабян - "Начало"
Араджян - "Благородный по рождению"
Араксманян - "Духовная защита"
Араксян, Аракцян, Аракян - "Защита, охрана", "Священный дозор"
Аракелян - "Апостол", "Божественный защитник"
Арамян - "Радость, удовольствие"
Араратян - "Святыня Ариев"
Аргаманян - "Достойная Душа"
Аргумян - "Свет Солнца"
Аргутян - "Наидостойнейший"
Аргушян - "Утреннее Солнце"
Арджинян - "Благородный победитель"
Арджян - "Благородный человек"
Аревшатян - "Солнечный"
Аресян - "Далекий"
Арешян - "Солнечный"
Ареян, Арикян, Аринян - "Благочестивый, святой"
Арзуманян - "Солнечный Дух"
Ариджанян - "Святой человек"
Ариманян - "Святой Дух"
Аристакесян - "Святой защитник"
Армаганян - "Благородный Жрец"
Арманджян - "Человек благородной души"
Арменакян, Арменян - "Дух Ариев", "Благородный Дух"
Арноян - "Волна, поток""
Ароян - "Жемчуг"
Арсенян - "Благородный воин"
Артазян - "Праведный"
Арташесян - "Стремление к истине"
Артекян - "Единственная истина"
Артемян - "Путь к цели"
Артенян - "Истина"
Артинян - "Стремящийся", "Солнце истины"
Артоян, Артян - "Цель", "Дело", "Стремление", "Богатство"
Артушян - "Стремление к свету"
Арумян - "Священный свет"
Арутюнян, Арутян - "Воскресенье"
Аршакян, Аршакуни - "Животворящее Солнце"
Арушанян - "Солнечный", "Огненный"
Аршавирян - "Солнечный герой"
Аршалуйсян - "Свет утренней зари"
Аршамян - "Поклоняющийся Солнцу"
Аршутян - "Восходящее Солнце"
Арьян, Арян - "Арий", "Благородный"
Асатрян, Асатриян - "Бог Астара"
Асджян - "Стрелок"
Асикян - "Меч, нож"
Асилян - "Божественный стрелок"
Аскандарянян - "Борьба"
Асламазян - "Месяц льва"
Асланян - "Лев"
Асратянян - "Благочестивый, святой"
Асурян, Асрян, Асриян - "Духовный мир"
Атанасян, Атанесян - "Дыхание странствий"
Атараян, Атарян - "Бог Огня"
Атасунц - "Ветер", "Водзух"
Атомян - "Божественный Дух"
Ахназарян - "Божественный отшельник"
Ахумян, Ахурян - "Божественный Свет"
Ашикян - "Единственная надежда"
Ашналакян - "Страна Камня"
Ашотян - "Надежда этого Мира"
Ашрафян - "Берег"
Аштокелян - "Наполненный Солнцем"
Аштоян - "Достигший"
Ашугатоян, Ашугян - "Бысто идущий"
Ашхархян - "Мир, Земля, Вселенная", "Стороны Света"
Аюнц - "Жизнь"
Аязян - "Неутомимый"
Аянян - "Идущий"

Бабаджанян, Бабаян, Бабоян - "Отец"
Бабалян, Бабелян - "Бог-Отец"
Бабасян - "Обжора"
Бабекян, Бабикян - "Одинокий отец"
Баблоян - "Отчий дом"
Баблумян - "Сын", "Наследник"
Баброян, Бабурян - "Темно-коричневый"
Бавеян - "Бытие, жизнь"
Бавикян - "Благочестивый"
Баганян, Багасян - "Счастливое, красивое лицо"
Багарян - "Счастье Ария"
Багатян - "Счастье странника"
Багдасарян - "Благодатная сила"
Багжиджян - "Счастье победителя"
Багдикян - "Свидетель счастья"
Багдишян - "Счастливая судьба"
Багдоян, Багдян - "Благодать"
Багинян - "Прекрасный"
Багирян - "Ветер счастья"
Бабалян - "Упоение счастьем"
Багиян, Багоян, Багян - "Счастье"
Багмазян, Бамазян - "Благая луна"
Багманян - "Счастливая душа"
Багразян - "Любимая страна"
Баграмян - "Любовь и счастье"
Багратян, Багратуни - "Радость любви"
Багрикян - "Счастливый наследник"
Багумян - "Свет любви"
Бададжян - "Счастливый человек"
Бадалян - "Кошачий"
Баданян, Бадасян - "Счастливое лицо"
Балавян - "Пастух"
Баладжаджян - "Боец"
Балумян - "Сильный друг"
Бандурян - "Очаровательный"
Баноян - "Солнечный"
Баратян - "Божественная любовь"
Бардян - "Много жертвующий"
Барсегян - "Очень влиятельный"
Барсамян - "Перс"
Бартамян - "Почитаемый господин"
Баринян, Бароян - "Павлин"
Бахавян - "Рука"
Бахтамян - "Святая вера"
Берикян, Бероян, Берян - "Литавра"
Бетарян - "Победитель"
Бимбарян - "Священный диск Солнца"
Бисарян - "Благородный лотос"
Бодоян - "Благоразумие, сознание"
Богакян, богарян - "Власть"
Бубушян - "Альтруист"
Будагян - "Гора мудреца"
Будулян, Будумян, Будурян - "Свет мудрости"
Буранян - "Дыхание Земли"
Бурманян - "Дух Земли"
Бурсалян - "Богатый и добрый"
Бурян - "Щедрый"
Бусоян - "Туман"

Вагансарян - "Горный щит"
Ваганян - "Щит", "Вездесущий"
Вагаршакян, Вагаршян - "Вездесущее Солнце"
Ваграмян - "Стремительность тигра"
Валесян - "Желание любви"
Ванесян, Ванеян, Ваноян - "Вода"
Ваникян - "Купец"
Варагян, Варакян - "Жених"
Варажян - "Свободный"
Варбарян - "Лучший расказчик"
Варданян - "Награда"
Вардапетян - "Глава духовного пути"
Вардеванян - "Путь Любви"
Варделян - "Божественный путь"
Вард-Патрикян - "Путь предков"
Вардумян - "Путь света"
Варжапетян - "Учитель", "Свободный руководитель"
Варосян - "Трон"
Варсанян - "Вечная свобода"
Вартазарян - "Путь жреца"
Вартарян - "Защитник"
Варунцян - "Бог вод", "Покровитель Запада"
Вархян - "Божественное сокровище"
Васакян - "Добрый"
Ватинян - "Сильный ветер"
Ватян - "Ветер"
Вахинян - "Мудрость"
Вачаганян - "Огненная речь"
Виранян - "Лик героя"
Вирабян - "Герой-Защитник"
Виралян - "Редкий"
Вихарян - "Монастырь", "Святыня"
Воскерчян - "Ювелир"

Габанджян - "Луч человека"
Габанян, Габаян - "Луч"
Гагатян, Гагоян - "Небесный"
Гагарян - "Святые небеса"
Гагриян - "Простор небес"
Гадакян, Гадаян, Гадукян - "Сильный, крепкий"
Гаджиян - "Слониха"
Гайвазян - "Воспевание света"
Гайсерян - "Святые силы"
Галанян - "Процеживание"
Галарчан - "Удаляющийся огонь"
Галарян - "Благородный прохожий"
Галстян - "Приход", "Проходящий в дом"
Ганакян - "Математик", "Астролог"
Ганапетян, Гахнапетян - "Глава отряда"
Гандилян - "Божественное благоухание"
Ганитян - "Алгебра"
Гантян - "Колокол"
Гаракян - "Огненное око"
Гаранян - "Приносящий огонь"
Гарбузян - "Свет мироздания"
Гардишян - "Огненная земля"
Гарегинян - "Огонь священного знания"
Гареян, Гароян, Гарунц - "Огонь"
Гариджанян - "Человек чести"
Гариманян - "Достоинство", "Сила"
Гарникян - "Ведомый к огню (жертва)"
Гарсеванян - "Поклонение огню"
Гаспарян - "Идущий освобождать"
Гегамян - "Дом"
Гевондян - "Почитающий свой дом"
Гиносян - "Священное знание"
Гириян - "Отшельник"
Гируни, Гирунян - "Благородный отшельник"
Гороян, Горян - "Огонь"
Гошоян - "Слух, молва"
Грантян - "Священная книга"
Грбашян - "Хватающийся за надежду"
Грноян - "Теплота", "Сострадание"
Гукоян - "Сердце"
Гулинян - "Воинская мощь"
Гулумян - "Воинство света"
Гурсадян - "Праведный учитель"
Гурунц, Гурунян, Гуруян - "Духовный учитель"
Гуршунян - "Одинокий учитель"

Давидоглян - "Сын, дающий знания"
Давоян - "Господин"
Дагдалян - "Жгучий, горячий"
Дагесян - "Желающий достичь цели"
Дадалян - "Божественный дар"
Даданян, Дадаян, Дадян, Датоян - "Дар"
Дадимян - "Гранат"
Дадумян, Дадурян - "Светлый дар"
Даларян - "Святая доля"
Дамазян - "Домохозяин"
Даманян - "Жертвователь"
Дандикян - "Страж порядка"
Даниэлян - "Дар Бога"
Даноян - "Дар"
Дарбинян - "Кузнец"
Дарманян - "Сокрушитель"
Дарматян - "Почитающий мать"
Дасоян - "Слуга"
Девоян - "Божественный"
Дегоян - "Свидетель"
Джавадян - "Первенец"
Джаганян, Джагенян - "Из рода горцев"
Джагатян, Джахатян - "Мир", "Земля", "Вселенная"
Джанвелян - "Пограничник"
Джангулян - "Воин"
Джанерян - "Благородный человек"
Джанинян - "Женщина, жена"
Джанитян - "Супружество"
Джаноян, Джанян - "Человек"
Джартарян - "Певец, поэт"
Дживакян - "Полный жизни"
Дживанян - "Дающий жизнь"
Джигарханян - "Слава победителю", "Благородный победитель"
Джилавян - "Красота победы"
Джрбашян - "Распределитель воды"
Джотян - "Солнце и луна"
Джуханян, Джухарян - "Пламя"
Диварян - "Рыбак"
Дитоян - "Пожертвование, щедрость"
Дойдоян - "Жертвенная любовь"
Долмазян - "Полумесяц"
Доникян - "Единственный дар"
Дуванян - "Солнце"
Думанян - "Дым, пар"
Дуринян - "Сильный глава"
Дурманян - "Заблуждение", "Ослепление", "Дурман"
Душукян - "Позорящий"


Егоян - "Эго", "Я"
Егсаян - "Единственный наследник"
Егтарян - "Единственный спаситель"
Егунян, Еганян - "Благородный"
Едаян, Едоян - "Преуспевающий"
Екарян - "Одинокий ариец"
Екмалян - "Единственное поле"
Екманян - "Одинокая душа"
Еменджян - "Путь человека"
Енгибарян - "Загадочная газель"
Енгорян - "Газель и бык"
Ендинян - "Восхищающийся газелью"
Енколопян - "Успех у газели"
Еноян - "Антилопа", "Газель"
Ерицян - "Мир ангелов"
Есанян, Есаян - "Ищущий"

Жамхарян - "Любимый родственник"
Жунгурдарян - "Почитающий учителя-победителя"


Заварян - "Небо"
Закарян, Захарян - "Святый Боже"
Зараелян, Зарелян - "Божественный жрец"
Зарбабян - "Жрец-отец"
Зардарян - "Священнодействие жреца"
Задиноян - "Истинное Солнце"
Закарян - "Боже Святый"
Зараслян - "Царственный жрец"
Заргарян - "Жрец огня"
Зерванян - "Круг для пожертвований"
Зильфугарян - "Меч Мухаммада"
Зирекян, Зироян - "Круг"
Зораварян - "Богатырь"
Зубарян - "Божественный"

Кабаджян - "Прославленный человек"
Кавеян, Кавоян - "Поэт", "Мудрец"
Кавитян - "Поэзия"
Казарян - "Озеро"
Каликян - "Временный"
Калиян - "Темный"
Калоян - "Мастерство"
Калпакчян - "Око времен"
Камалян - "Лотос"
Камарян - "Олицетворяющий небесный огонь"
Каминян - "Любящий"
Камовян, Камоян - "Желанный, приятный"
Канакян - "Золото"
Кандалян - "Коралл"
Кандарян - "Пещеоа"
Капутикян - "Голубь"
Карагян, Каракелян - "Творец, создатель"
Карамян - "Праздник в честь Духа Солнца"
Каранян - "Деятель"
Карапетян - "Солнце", "Владыка лучей света"
Каринян - "Прославляющий"
Качаковян - "Голос поэта"
Келинджян - "Человек солнца"
Кикосян - "Крепкий"
Киракосян - "Летописец"
Киритян - "Торговец"
Киркоян - "Певец солнца"
Кокандян - "Красный лотос"
Кокиян - "Кукушка"
Коноян - "Угол"
Котакян - "Строитель"
Котоян - "Крепость"
Кочарян - "Святой луч"
Кочинян - "Луч солнца"
Кудоян - "Простодушный"
Кузумян - "Цветок"
Куликян - "Родственник"
Кулишян - "Алмаз"
Кулунджукян - "Род солнцепоклонников"
Кумарян - "Целомудренный"
Кутоян - "Покоритель"
Кушерян, Кушян - "Шелковый"
Кушманян - "Счастливая душа"

Лабаджян - "Достижение человека"
Лавазанян - "Вечная красота"
Лавчян - "Красивый"
Лазикян - "Танцор"
Лалазарян - "Сын жреца"
Лалакян - "Ласкающий, балующий"
Лаланян - "Ласка, нежность"
Лалаян - "Сын"
Лаликян - "Единственный сын"
Латоян - "Лиана"
Лекриян - "Жертвоприношение Богу"
Лилоян - "Забава", "Игра"
Логян - "Глыба"
Локманян - "Мировая душа"
Локян - "Страна, мир"
Лонгурян - "Хвост"
Лопоян - "Шепот"
Луликян - "Волнующийся"
Лулоян - "Взволнованный"
Лулукян - Взволнованная речь"

Магакян - "Жрец культа солнца и огня"
Мадавян - "Весенний"
Маданян - "Любовь"
Мадурян - "Сладость"
Маздоян, Мздоян - "Вечный свет", "Логос"
Майсурян - "Божественная радость"
Макарян - "Крокодил"
Малатян - "Жасмин"
Малумян - "Венец света"
Манавазянян - "Обитель Духа"
Манарян - "Благородная душа"
Манасян - "Духовный"
Манджикян - "Прелестный"
Маноян - "Мудрый"
Мансурян - "Солнечный дух"
Манукян - "Мудрый", "Малыш"
Маранян - "Смерть"
Маргоян - "Путник"
Маргумян - "Путь света"
Мардумян - "Светлый человек"
Марикян - "Затмение солнца"
Мариян - "Принадлежащий Богу любви"
Маркарян - "Путь ариев", "Благородный путь"
Мартиросян - "Мученик", "Подавляемый, убиваемый"
Масурян - "Лунный свет"
Мейроян - "Опьяняющий напиток"
Меликян - "Князь, правитель"
Мелконян - "Встреча солнца"
Мелкумян - "Встреча рассвета"
Мигранян - "Солечный лик"
Минасян - "Рыба"
Миракян - "Красивоглазый"
Миторян - "Друг"
Мкоян - "Щедрый"
Мкрян - "Дельфин"
Мнацян - "Учитель"
Мнджоян - "Духовный род"
Мудирян - "Облако"
Муджурян - "Разгар веселья"
Мурадян - "Персидский Адам"
Мхитарян - "Великий спаситель"
Мхоян - "Почтенный"
Мхладжян - "Уважающий скромнсть"

Набоян - "Новый"
Навапян - "Корабль на воде"
Навасардян - "Новый год"
Нагарян - "Город"
Наирян - "Свободный"
Накоян - "Небесный"
Наликян - "Флейта"
Намазян - "Почитание"
Наноян - "Мама"
Наранян, Нароян - "Мужчиа", "Герой"
Нарзакян - "Друг героя"
Нарибекян - "Господин-герой"
Нариманян - "Героический дух"
Нахапетян - "Глава рода"
Нахшкарян - "Из рода благородных Скифов"
Нигарян - "Священное пение"
Никарян - "Смирение", "Сокровище"
Никсарян - "Появишийся"
Ниноян - "Тайна"
Нубарян - "Восхваление"
Нуразян - "Лицо героя"
Нуриджанян - "Героический человек"
Нурумян - "Почитание героя"

Ованесян, Оганесян, Оганян - "Огненный"
Овивян - "Опекун жертвенных животных"
Овоян - "Благосклонный"
Одаджян - "Темпераментный человек"
Оджманян - "Сила, мощь"
Оккасян - "Родное солнце"
Окминян - "Родная душа"
Омоян - "Друг"
Омпосян - "Вода"
Орджанян - "Благородный человек"
Оркинян - "Воспевающий Солнце"
Орманджян - "Человек благородной души"
Оруджян - "Здоровый"
Отян - "Странник"
Охикян - "Дар"
Охинян - "Божественное Солнце"
Ошоян, Осоян - "Горение"


Паатян - "Защитник в странствии"
Падоян - "Нога"
Пайразян - "Персидский"
Паландян - "Лук"
Палзатян - "Истинный защитник"
Палулян - "Хранитель", "Покровитель"
Памукян - "Страж"
Пананян, Паноян - "Удивительный"
Паносян - "Удивительный"
Паникян - "Восхищенный"
Пападжанян, Папаян, Папоян - "Отец"
Паприкян - "Спасительный", "Жертвующий"
Параджанян - "Победитель"
Парамазян - "Далекая луна"
Парикян - "Свита, окружение"
Парманян - "Далекая душа"
Партизуни - "Могущественный царь"
Паруйрян - "Наполненный светом"
Парунакян - "Внезапно появившийся издалека"
Парусян - "Узел"
Патманян - "Путник"
Патрикян - "Отчий, наследственный"
Петросян - "Отчий"
Печикян - "Сова"
Пичикян - "Птицелов"
Погосян - "Мальчик", "Подросток"
Прошян - "Жаркий"
Проян - "Выступление на битву"
Прутян - "Сильный"
Пудгалян - "Красивый"
Путракян, Путрян - "Сын"
Пучинян - "Хвост"

Рабумян - "Сильный, могучий"
Рагабян - "Любимый"
Раджанян - "Царь"
Рамазян - "Прекрасное лицо"
Ратевосян - "Обитель радости"
Рачиян - "Созидание"
Рашмаджян - "Лучезарный человек"
Рашоян - "Луч", "Сияние"
Рензян - "Должник"
Ришян - "Великий мудрец"
Ркоян - "Полнолуние"
Ртоян - "Почитаемый"
Рухикян - "Растущий"
Рушанян - "Ясный, светлый"
Ршвоян - "Знатный"


Саакян - "Могущество Солнца"
Саваян, Савоян - "Пожертвование сомы*"
Сагарян - "Море"
Сагателян - "Знак могущества"
Сагинян - "Могущество солнца"
Сагратян - "Огромная радость"
Садагян - "Живщий в горах"
Садакян - "Праведный", "Сострадающий"
Садамян - "Постоянный"
Саинян - "Солнце Матери мира"
Саиян - "Божественная Мать"
Сайникян - "Воин"
Саканян, Сакаян - "Божественный"
Сакулян - "Родовитый"
Салоян, Саманян - "Добрый"
Самарян - "Битва"
Санасарян - "Древняя сила"
Сандикян - "Дар миру"
Сандоян - "Дарящий"
Сандухян - "Молитва святого"
Саносян - "Дыхание вечности"
Саноян - "Древний", "Вечный"
Сантоян - "Святой"
Сантурян - "Священный свет"
Сарадян - "Щедрый"
Саргисян - "Могущество природы"
Саринян - "Спешащий на помощь"
Сармосян - "Течение"
Сарникян - "Вода"
Сароян - "Сильный"
Сатанян - "Истинное лицо"
Саян - "Он"
Свазян - "Свой"
Свасарян - "Сестра"
Свастян - "Благословение"
Севакян - "Последователь"
Севанян - "Поклонение, почитание"
Севоян, Севян - "Верующий"
Седгарян - "Праведный огонь"
Согомонян - "Гармоничный"
Суварян - "Полный жизни"
Сугитян - "Прекрасное пение"
Сукиасян - "Дыхание радости"
Сурадян - "Божественный первенец"
Суратян - "Веселый"
Сурманян - "Божественный Дух"
Сухудян - "Огромная радость"

Тавадян - "Большой"
Тавасян, Тевосян - "Крепкий, смелый"
Таджикян - "Перс"
Тадитян - "Молния"
Такавитян - "Истинный ребенок"
Талавян - "Музыкант"
Таланян - "Пальма"
Тамазян, Тамасян - "Темный"
Тамбалян - "Лодырь"
Тамирян, Тамоян - "Сильное желание"
Тамразян, Тамарян - "Лотос"
Тамракян - "Медь"
Тапазян, Тапасян - "Благочестивый человек"
Таразян, Тарасян - "Сила", "Энергия"
Таракян, Тарахчян - "Спаситель"
Тараманян - "Дух спасителя"
Тарамян - " Славный спаситель"
Таранян - "Спасение"
Тарунян, Тарумян - "Юный"
Тарханян- "Свободный человек", "Князь, Хан"
Татевосян - "Путь предков"
Татосян, Татоян, Татунц - "Отцовский"
Татурян - "Свет предков"
Тигранян - "Тигр"
Торчанян - "Радость спасителя"
Тиранян - "Священное лицо"
Тиросян - "Победитель"
Тмроян, Тумоян - "Полный сил"
Токмазян - "Дитя луны"
Токманян - "Молодой побег", "Росток"
Тоян - "Вода"
Трдатян - "Дар богов"
Турликян - "Победа Бога"
Тутумян - "Здоровый"
Тухинян, Тухикян - "Мороз"

Угурян - "Могущественный", "Суровый"
Удумян - "Свет звезды"
Уктоян, Уктумян - "Прославленный"
Умрикян, Умроян - "Бессмертный"
Унанян - "Золотой лик"
Уникян - "Благородный"
Урванян - "Обладание светом"
Урумян - "Свет вдали"
Урутян - "Помощь света"
Урушанян - "Солнечный"
Усунян - "Жаркий, знойный"
Утмазян - "Полнолуние"
Утуджян - "Помошник"
Ухурлян - "Божественный свет"
Ушакян - "Рассвет", "Сияющий"
Ушанян - "Перец"

Фараджян - "Человек огня или Солнца"
Фарамазян - "Солнце и Луна"
Фарманян - "Дух Огня"
Фароян - "Бог огня"
Фарсян - "Перс"
Филикян - "Любящий"
Филджян - "Любимый человек"
Франгян - "Воин"
Фринджибашян - "Речь Бога Огня"
Фрнджян - "Радостный"


Алмаст - "Алмаз", "Божественная Луна", "Вершина Божественности"
Амалия - "Незапятнанная, чистая"
Анаит - "Сердце", "Дыхание добра, счастья, блага"
Ануш - "Дыхание утра", "Сладостная"
Араксия - "Защита", "Священный дозор"
Аревик - "Солнышко", "Священное движение"
Арпеник - "Солнышко", "Святая защита"
Арусь - "Солнечная"
Астхик - "Звездочка", "Восходящая звезда"
Ашхен - "Небесная"
Гаяне - "Дом, семья"
Егине - "Устремленная к Солнцу"
Заруи, Зара - "Жрица храма огня"
Карине - "Прославляющая, ликущая"
Маняк - "Ожерелье из драгоценных камней"
Манушак - "Фиалка", "Глаз человека"
Меланья - "Встреча"
Наира - "Свободная"
Нана - "Мама"
Нарине - "Женщина, жена"
Нуне - "Восхваляющая"
Парандзем - "Схожая с ослепительным Высшим Божеством"
Репсиме - "Выше всяких похвал"
Сатеник - "Истинная лань", "Янтарная"
Сате - "Истинная", "Божественная"
Седа - "Слобость, изнеможение", "Нежная"
Татевик - "Путь предков"
Шагане - "Добрая", "Набожная", "Кроткая", "Благочестивая"
Шогер, Шогик - "Красота", "Великолепие", "Блеск"
Шушан - "Лилия", "Красота"

Абиг - "Воспевающий"
Авет, Аветик, Аветис - "Благосвет", "Священное знание"
Агаси - "Непоколебимый"
Азат - "Свободный"
Айк, Айказ - "Единство"
Акоп - "Бог да поможет, да охранит"
Амазасп - "Победоносно идущий защитник"
Амаяк - "Искренний", "Высший дух"
Амбарцум - "Вознесение", "Светящийся, сверкающий в небе"
Амо - "Идущий"
Анания - "Единственный в своем роде"
Ара - "Благородный"
Аракел - "Апосол", "Божественный защитник"
Арам - "Благородный"
Аргам - "Достойный"
Аргишти - "Достойный любви"
Арег - "Солнце", "Священное движение (знак)"
Аристакес - "Святой защитник"
Армен, Арменак - "Дух Ариев"
Арсен - "Благородный воин"
Артавазд - "Обитель истины"
Артак - "Стремящийся к Солнцу"
Арташ, Арташес - "Стремящийся к истине"
Артем - "Путь к истине"
Артур - "Свет истины"
Артуш - "Стремящийся к свету"
Арутюн - "Воскресение"
Арушан - "Солнечный лик"
Аршавир - "Солнечный герой"
Аршак - "Животворящее Солнце"
Атом - "Божественный Дух"
Ашот - "Надежда этого Мира"

Ваагн - "Вездесущий Огонь"
Ваан - "Щит", "Вездесущий"
Вагарш, Вагаршак - "Вездесущее Солнце"
Ваграм - "Стремительность тигра"
Вазген - "Свет священного знания"
Ваник - "Купец"
Вараздат - "Дар Пространства"
Вардан - "Награда"
Вардван - "Патриот", "Любящий страну"
Вардгес - "Царь (лев) страны"
Варужан - "Рожденный быть защитником"
Васак - "Свет очей"
Вахак - "Вездесущее Солнце"
Вахинак - "Солнечный воин"
Вачаган - "Огненная речь"
Ваче - "Речь", "Слово"
Виген - "Сильный", "Могущественный"
Вираб - "Герой-защитник"
Врамшапух - "Благая клятва"

Гагик - "Небесный"
Галуст - "Приход", "Приход в дом"
Герегин - "Огонь Священного Знания"
Гарник - "Ягненок", "Жертвенный агнец", "Ведомый к огню"
Гарсеван - "Огнепоклонник"
Гаспар - "Идущий освобождать"
Гегам - "Дом"
Грант - "Священная Книга"
Гурген - "Священное Знание от Духовного Учителя"


Давид - "Дающий знание"
Дереник - "Смиренно поклоняющийся Богу"
Дживан - "Живая воплощенная душа"


Егиш - "Жаждущий могущества"
Ерванд - "Святая вера", "Святое почитание"


Жирайр - "Бойкий, живой арий (мужчина)"

Завен - "Благовоспитанный", "Смиренный"
Зорий - "Жрец культа Солнца и Огня"
Зураб - "Божественный", "Благоухающий"


Камари - "Святая любовь"
Карапет - "Владыка лучей Солнца", "Солнце"
Карен - "Слон"
Кероп - "Солнечная стрела"
Кикос - "Твердый", "Стойкий"
Киракос - "Летописец"
Корюн - "Воспевающий, восхваляющий Бога, Солнце"


Мамикон - "Мой"
Маркар - "Путь ариев", "Благородный путь"
Мгер - "Солнечный"
Мелкон - "Встречающий Солнце"
Мелкум - "Встречающий Рассвет"
Месроп - "Лунная стрела"
Мехак - "Гвоздика", "Солнечный глаз"
Мигран - "Солнечный лик"
Минас - "Рыба"
Мушег - "Превосходный"


Нерсес - "Рождение героя"
Нубар - "Восхваление"


Оган, Оганес, Ованес - "Огненный"

Панос - "Удивительный", "Чудесный"
Паркев - "Награда", "Обычай возлияний" (связано с жертвоприношением)
Партев - "Властелин, царь", "Воин"
Паруйр - "Спираль", "Наполненный Светом"
Парунак - "Частица Бога"
Патвакан - "Достоинство", "Честь смолоду"
Петрос - "Камень", "Отчий, отцовский"
Погос - "Мальчик"


Рачия - "Созидание, творение"


Саак - "Могущество Солнца"
Сагател - "Знак могущества"
Сако - "Божественный"
Санасар - "Сила вечности"
Сантур - "Священный свет"
Сапах - "Почитающий Бога"
Саргис - "Могущество природы"
Саро - "Сильный"
Сасун - "Живой", "Жертвующий"
Сероп - "Выпущенная стрела"
Смбат - "Друг", "Родственник"
Спартак - "Освободитель"
Сукиас - "Счастливое лицо"
Сурен - "Солнечеый", "Божественный"


Татевос - "Путь предков"
Татос - "Отцовский"
Татул - "Радость отца"
Тигран - "Священное лицо"
Торгом - "Идущий спаситель"
Торос - "Напор", "Энергия"
Трдат - "Дар Богов"



Унан - "Золотой лик", "Солнце"
Усик - "Утренний"



Харпут - "Солнечный Лотос"
Хорен - "Солнце"
Хосров - "Бросающий жертву в поток огня" (связано с жертвоприношением)


Шаварш - "Могущество Солнца"
Шмавон - "Миролюбивый"